Вернуться: Образование

Основная образовательная программа основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования рассчитана (ООП ООО) на 5 лет.

Приложение в виде электронного документа

Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей  основной ступени образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 34 с. Сбега Могочинского района Забайкальского, рассмотрена педагогическим советом (протокол № 7 от 15.06. 2020 года), утверждена приказом директора общеобразовательного учреждения (приказ № 30 от 15.06. 2020 года).

Данная программа является второй версией ООП НОО, переработанной в связи со значительными изменениями, внесенными в первую версию.

 Основная образовательная  программа основного общего образования (далее – ООП ООО) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесенных приказом  Министерства  образования и науки РФ  от 29 декабря 2014г. №1644), примерной основной образовательной программы  основного  общего образования .

   Целевойраздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, а также способы определения достижения этих целей и результатов. 

   Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: 

  • программу развития универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу  воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования;
  • программу коррекционной работы. 

    Организационныйраздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы, и включает в себя: 

  • учебный план основного общего образования;
  • календарный учебный график;
  • план внеурочной  деятельности;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 

По мере введения ФГОС в последующие годы   данная программа будет корректироваться и дополняться. 

Назначение Программы 

ООП ООО нацелена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. 

Цели образовательной программы: 

 обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,  общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;· 

 создание благоприятных условий для становления и развития личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и общества в социально- экономических условиях региона  и в соответствии с программой развития школы.· 

Для достижения цели необходимо решение следующих задач: 

  • обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям Стандарта;
  • обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
  • обеспечить индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельность;
  •  создать условия для поддержки и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развития духовно-нравственных качеств лицеистов. 

В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения. 

Образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных: 

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностьюна уровне основной школыв единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося— направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет),  благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской. 

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой. 

   В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. 

Данная программа направлена на удовлетворение потребностей: 

• обучающихся — в программах обучения, направленных на развитие познавательных и творческих возможностей личности; 

• родителей – в воспитании личности, умеющей  самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации; 

• государства — в реализации программ развития личности, направленных  на «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» («Наша новая школа»).